Гениальный Венедикт Ерофеев в своей бессмертной поэме обронил как-то: «всё на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек». Не знаю, как по всей планете, но в «стране березового ситца» всё настоящее и хорошее заваривается в исключительно по этому рецепту.
В начале декабря в джаз-кафе «Фонтане» будет презентован совместный альбом маткор-группы IRINE и известного московского поэта, художника и полиглота Вилли Мельникова под названием Mirrors in the Head. Этот релиз ребята будто нарочно сделали в лучших традициях «медленно и неправильно», аж гордость за них берет.
Началась эта история года три или четыре назад. Вилли читал свои стихи на языках разных стран без перерыва одно за другим, как бы двигаясь вокруг земного шара, и, параллельно этому, Константин исполнял на гитаре этно-джазовые импровизации, основанные на мелодичных традициях соответствующих народов и территорий. После серии совместных выступлений под вывеской «Лингво-музыкальный экспресс «За 80 минут вокруг света» Панкратов решил зафиксировать этот уникальный материал.
Вилли приехал в Рязани и за несколько часов начитал «на нолики и единички» стихи, написанные в авторском стиле «муфталингва» (это неологизмы – слова-кентавры).
Например: «Далеко не всякая новорождевочка вырастает заглядевушкой и становится головокруженщиной, доживает до неувядамы и обретает мудрость улыбабушки».
После этого активная работа над проектом на пару лет остановилась. В эти годы Панкратов продолжал выступать с джазовым коллективом Feelin’s, записывал песни и литературно-музыкальные композиции на стихи Сергея Есенина, выпускал альбомы группы «Верес», проводил мастер-классы по импровизации и сольные творческие вечера (Bass-day), на которых менял несколько бас-гитар. Вместе с Колючим он создавал и играл в группах Pro-Beatles Band и «Спуутник». В общем, что только не понапихано в этой седой голове, но к чему бы он её не приложил – всё выходит кайфно.
В этой седой голове и родилась идея предложить маткор-группе IRINE сочинить и записать музыку для текстов Вилли Мельникова. Что они в своей манере по-быстрому и сделали.
Чувствуете, как медленно длится и нарастает неправильно? Здесь, примерно в середине псевдорецензии, приведу вторую цитату (третья будет в конце и матерная, обещаю). В доску наш Александр Сергеевич Пушкин как-то обронил в своей бессмертной поэме: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань».
Ан, нет, светило русской словесности. Музыканты из IRINE «сможили». Небольшая справка из сетки: «Стиль маткор (Mathematical Hardcore) – это вид «тяжелой» музыки, для которого характерен сложный ритмический рисунок и нестандартные тактовые размеры. Стиль возник как смешение джазовых музыкальных структур, прогрессивного металла и атонального хардкора. Группа IRINE работает в этом стиле с 2011 года и уже успела записать 14 альбомов, а также музыку к двум арт-хаустным кинофильмам. В составе группы – девушка-вокалистка, работающая под именем Maria Moreno, басист Александр Kisyan Киселев и клавишник Евгений Василевский, который также отвечает за всю электронику. Все свои вокальные композиции группа пишет на стихи Михаила Лермонтова, переведенные на английский язык».
О, блаженный Колтрейн, как всё божественно неправильно. Только вдумайтесь «математический хардкор», «сложный ритмический рисунок», «атонального хардкора». Я заслушал Mirrors in the Head, там и вправду четкие разнообразные размеры переплетаются с атональной ритмически недетерминированной клавишной капелью и всё это занавешено инфернальными шумами. К такому симбиозу коня и лани слова-кентавры, муфталингвы Вилли Мельникова – в самый раз. На фоне этих экзерсисов программные тексты Вилли «Ясновидеокассета из Вавилондона» или «Определезвия и ощущепки», естественным путем заряженные метафоричностью переходящей в афористичность, звучат как манифесты. Классно.
И, конечно, (о той половине пластинки, которая чисто авторства IRINE) «свои вокальные композиции группа пишет на стихи Михаила Лермонтова». Куда же денешься от этой провокации. Это не только слушать, об этом даже говорить интересно. С одной стороны в хардкоровском вокализе поди разбери текст, а мы знаем, что это строчки Михаила Юрьевича – «Пушкину равного». В любом случае вызывает уважение и доверие (мол, сын, ты где был? – Лермонтова слушал. Молодец!). А с другой стороны – кто знаком с творчеством и жизнью Лермонтова поддержит, что такой «демонический» и «тяжелый» контекст для его стихов вполне подходит. Нрава Михаил Юрьевич был далеко не елейного, дерзил и стервозничал, воевал, шашкой врагов рубал. Альбом Mirrors in the Head сам по себе дает возможность увидеть обратную сторону зеркала. Интересная работа. Эта музыка не для фона, а для разгадывания, общения и спора.
И обещанная финальная цитата. Как часто говаривал мой старшина: «На заборе тоже «х…й» написано, но слепо доверять этому нельзя, надо всегда проверять».